Сделки и деликты с иностранным элементом –

Russia
Available languages: EN

Сделки и деликты, осложненные иностранным элементом, заключенные или совершенные после 1 ноября 2013 года, подпадают под действие новых норм коллизионного права. Эти нормы были приняты в рамках четвертого пакета изменений к ГК РФ (“Изменения”). Изменения в целом направлены на установление баланса интересов сторон, внесение более высокой правовой определенности и некоторой гибкости в вопросах правового регулирования, а также на приведение российского законодательства в большее соответствие с нормами международного права.

В своем подавляющем большинстве Изменения носят юридико-технический характер и прежде всего вызывают интерес с теоретической точки зрения. Несмотря на это, Изменения также имеют значение для практикующих специалистов и предприятий, которые сталкиваются с определенными вопросами на практике. В этой новостной рассылке мы рассмотрим некоторые практические последствия Изменений для тех или иных сделок или ситуаций, в основном, с точки зрения иностранных юридических лиц. К таким вопросам относятся свобода выбора применимого права сторонами договора, коллизионные вопросы договоров с потребителями, формы сделки, деликтов, недобросовестной конкуренция и ограничения конкуренции, а также доверенностей.

Отдельный информационный бюллетень CMS полностью посвящен влиянию Изменений на акционерные соглашения (договоры об осуществлении прав участников) (нажмите здесь, чтобы ознакомиться). Другие две новые нормы коллизионного права будут также прокомментированы, если и когда будет изменено российское материальное право в рамках текущей реформы ГК РФ, а именно: (i) возможность для кредиторов привлекать к ответственности участников оффшорных компаний, которые осуществляют свою деятельность главным образом в России; и (ii) введение преддоговорной ответственности и обязанности вести переговоры добросовестно. Влияние этих новых норм будет в значительной степени зависеть от содержания материального права.

1. Пределы свободы выбора применимого права сторонами договора

В случаях, когда договор связан с конкретной страной, сохраняется правило о том, что выбор права сторонами договора не может быть направлен на обход императивных норм соответствующего права. Однако это правило немного уточнено в части характера необходимой связи: в настоящее время для целей определения наличия или отсутствия такой связи имеют значение все обстоятельства, касающиеся существа договорных отношений.

Это изменение повышает правовую определенность нормы и потенциально сужает пределы судебного усмотрения, поскольку до этого судье приходилось устанавливать фактическую связь договора со страной, в то время как теперь судья будет устанавливать, связаны ли с одной страной все обстоятельства, касающиеся существа договорных отношений.

2. Договоры с потребителями

Общие условия продажи товаров и услуг предприятиями конечным потребителям часто регулируются правом страны продавца. Согласно Изменениям, даже в этом случае потребитель не может быть лишен прав, предусмотренных императивными нормами права своей страны о защите прав потребителей. Так, потребитель, проживающий в России (“Российский потребитель”), не может быть лишен прав, предусмотренных императивными нормами российского права о защите прав потребителей. Для возможного обхода этих норм иностранному продавцу в настоящее время необходимо доказать, что он не предвидел и не мог предвидеть распространение своего товара в России. Изменения перенесли бремя доказывания с потребителя на продавца.

Освещение в российских СМИ этого аспекта Изменений могло произвести впечатление того, что Российские потребители получили новые возможности для возмещения вреда через российские суды и воспользуются императивными нормами российского права о защите прав потребителей. Однако эффект для продавцов, учрежденных за границей, скорее всего, не будет настолько негативным.

В качестве места разрешения споров в общих условиях продажи товаров и услуг конечным потребителям обычно указывается суд страны продавца. Если, несмотря на это, Российский потребитель инициирует судебное разбирательство в России (соответствующее право предоставлено Российскому потребителю действующим законодательством) и если российский суд вынесет решение в его пользу, такое судебное решение при отсутствии соответствующего международного договора о признании и приведении в исполнение иностранных судебных решений может фактически быть приведено в исполнение на территории России только при наличии у иностранного продавца активов (в том числе банковских счетов) в России.

3. Форма сделки

Форма сделки подчиняется праву страны, подлежащему применению к самой сделке, что соответствует международному праву и практике.

Однако сделка не может быть признана недействительной вследствие несоблюдения формы, если соблюдены требования к форме сделки права страны места совершения сделки. При этом, если одной из сторон сделки выступает российское лицо, сделка не может быть признана недействительной вследствие несоблюдения формы, если соблюдены требования российского права к форме сделки.

Согласно новому положению, если сделка подлежит обязательной государственной регистрации в Российской Федерации (за исключением сделок в отношении недвижимого имущества, которые подчиняются праву страны, где находится это имущество), форма такой сделки подчиняется российскому праву. В настоящее время к сделкам, подлежащим обязательной государственной регистрации, относятся, в частности, сделки в отношении зарегистрированных интеллектуальных прав, их уступки или лицензирования, а также сделки в отношении музейных экспонатов или коллекций.

4. Деликты

Общая коллизионная норма

Стороны обязательства, возникающего вследствие причинения вреда или вследствие неосновательного обогащения, в настоящее время могут выбрать любое право, а не только право страны суда (т.е. не только российское право в большинстве случаев), в качестве права, применимого к такому деликту. Однако такой выбор не должен ущемлять права третьих лиц и может быть осуществлен только после возникновения деликта.

Расширение свободы выбора права сторонами по искам о возмещении вреда, опять же, приводит российское законодательство в большее соответствие с международным правом, даже несмотря на то, что Изменения не будут предусматривать возможность для участников гражданского оборота согласовывать применимое право до возникновения деликта.

Деликты в контексте существующих договорных отношений между компаниями

В отношении деликтных обязательств между компаниями, возникающих в контексте существующих договорных отношений между сторонами, к такому обязательству будет применяться право, регулирующее договор, а не право места совершения деликта.

Возможность обращения с требованиями к страховщику

Новая статья 1220.1 ГК РФ подтвердила возможность потерпевшего обратиться с требованием о возмещении вреда непосредственно к страховщику, в том числе к страховщику гражданской ответственности причинителя вреда. В соответствии с новой нормой потерпевший вправе предъявить требование о возмещении вреда напрямую страховщику не только в случае, если это возможно по праву, подлежащему применению к договору страхования, но и тогда, когда это допускается по праву, подлежащему применению к деликтному обязательству. Представляется, что такую возможность следует учитывать страховщикам при анализе рисков, связанных прежде всего с заключением договоров страхования ответственности.

Ответственность за вред, причиненный вследствие недостатков товара

Потерпевший, которому был причинен вред вследствие недостатков товара может выбирать между правом страны:

— места жительства или основного места деятельности (i) продавца, (ii) изготовителя,
(iii) иного причинителя вреда или (iv) потерпевшего, или

— места, где был приобретен товар.

Однако, продавцу/изготовителю товара стало труднее оспорить такой выбор. Ранее ему было достаточно доказать, что он не давал согласия на распространение товара в стране, где был причинен вред. В настоящее время ему необходимо доказать, что он не предвидел и не должен был предвидеть факт распространения товара в этой стране. Законодатель таким образом решил усилить защиту более слабой стороны, т.е. потерпевшего.

При этом стороны обязательства, возникшего вследствие причинения вреда в связи с недостатками товара, теперь вправе заключить соглашение о применимом праве после причинения вреда.

5. Недобросовестная конкуренция и ограничения конкуренции

Недобросовестная конкуренция

До внесения Изменений лицо, заявляющее требование о возмещении вреда, причиненного недобросовестной конкуренцией, затрагивающей конкретный рынок (например, российский рынок), было обязано доказать, в частности, то, что рынок страны был фактически затронут такой конкуренцией. Изменения предусматривают право заявить указанное требование, если существует риск того, что рынок может быть затронут недобросовестной конкуренцией. Это изменение косвенно расширяет область применения норм о недобросовестной конкуренции и является благоприятным для лиц, права которых нарушены, поскольку теперь они могут принять правовые меры до причинения вреда.

Если недобросовестная конкуренция затрагивает только одно физическое или юридическое лицо, будут применяться нормы коллизионного права, применимые к деликтам (см. раздел 4 выше). Если такая конкуренция затрагивает рынок страны, выбор сторонами права, подлежащего применению, не допускается. Такое исключение свидетельствует о публично-правовой направленности законодательства о защите конкуренции.

Ограничения конкуренции

Ранее ограничение конкуренции не было прямо упомянуто в разделе ГК РФ о нормах коллизионного права. Теперь к обязательствам, возникающим вследствие ограничения конкуренции применяются те же положения, что и к обязательствам из недобросовестной конкуренции, за исключением того, что выбор сторонами права в этом случае невозможен ни при каких условиях.

6. Доверенности

Согласно новым положениям, представляемые лица вправе выбрать применимое право в доверенности. Право выбора предоставляется при условии, что:

  • отсутствуют ограничения (например, когда полномочия предоставляются для совершения сделки в отношении недвижимого имущества, подлежащей обязательной государственной регистрации, или ведения дела в третейском или государственном суде) и
  • “третье лицо и представитель были извещены об этом выборе” (т.е. соблюдено ‘требование об извещении’).

Применимым правом определяется форма доверенности, срок ее действия, содержание, прекращение доверенности, последствия превышения полномочий и т.д.

Если представляемый не выбрал применимое право либо выбранное право в соответствии с законом не подлежит применению, применяется право страны, где находится место жительства или основное место деятельности представителя. Если третье лицо не знало и не должно было знать о месте жительства или об основном месте деятельности представителя, применяется право страны, где преимущественно действовал представитель в конкретном случае.

Если полномочия представителя содержатся в договоре (разрешено с 1 сентября 2013 г. – перейдите по ссылке, чтобы ознакомиться с нашей Новостной рассылкой о втором пакете изменений в ГК РФ), правом, подлежащим применению к доверенности, будет являться право, подлежащее применению к договору, если только стороны прямо не договорились о выборе другого права, применимого к соответствующим положениям договора.

Новые практические аспекты для представляемых лиц

Включение в доверенность оговорки о применимом праве не является достаточным для соблюдения требования об извещении представителя и третьего лица о выборе права. В этой связи следует проявлять особую осторожность при составлении, выдаче и использовании доверенностей на выполнение поручений на территории РФ, содержащих такую оговорку.

Для этой цели представляемому, например, следует представить доверенность непосредственно соответствующему третьему лицу. Кроме того, в качестве доказательства может быть целесообразным каким-либо образом получить от представителя и третьего лица письменное подтверждение получения доверенности (и, по возможности, подтверждение ознакомления с текстом доверенности).

Что следует иметь в виду при выборе иностранного права

В случаях когда доверенность подлежит обязательному нотариальному удостоверению, российские нотариусы, вероятно, будут неохотно удостоверять доверенности, регулируемые иностранным правом, поскольку такая практика пока еще не распространена.

Что следует иметь в виду, если выбрано или считается применимым российское право

Если в доверенности, регулируемой российским правом, отсутствуют иные указания, считается, что в объем полномочий представителя входит определение порядка разрешения споров и выбор права, подлежащего применению к сделкам, совершаемым по такой доверенности. Если представляемое лицо не желает предоставлять такие полномочия, об этом следует прямо указать в доверенности.

7. Выводы

Для иностранных компаний с существенным опытом и надлежащей юридической поддержкой рассмотренные выше Изменения не должны преподнести неожиданных сюрпризов. Напротив, некоторые из Изменений откроют для них новые возможности (например, усиленная защита против недобросовестной конкуренции).

Новые нормы российского коллизионного права в отношении деликтов разрабатываются с учетом тенденций, существующих в других юрисдикциях. Изменения вводят определения новых видов деликтов и призваны обеспечить более благоприятный уровень защиты для потребителей и для добросовестных участников рынка, а также предоставляют сторонам свободу выбора применимого права в большей степени, чем это было ранее.


Если у Вас возникнут какие-либо вопросы в связи с настоящим информационным бюллетенем, просим Вас связаться с экспертом CMS, Россия Антоном Банковским или с Вашим постоянным контактным лицом в CMS, Россия.